8 мая 2024

О троице


Введение.

Inprincipio erat verbum - в начале был язык. Именно так Лакан перевёл эту фразу в конце второго семинара, что привело к нешуточному спору с несогласными слушателями, возразившими ему, что в начале было всё-таки слово. Для аргументации своей позиции обе стороны обратились к Евангелию от Иоанна, Платону, Блаженному Августину, раввинической традиции, нюансам латинского, еврейского, арамейского и греческого языков.

Спор растянулся на две встречи, и свою мысль Лакан резюмировал следующим образом: «В Реальном отсутствия нет. Его нет до тех пор, пока вы не предположите, что там, где в действительности присутствия нет, оно может быть. Я предлагаю поместить в начало, inprincipio, слово, то есть нечто такое, что создает контраст, противопоставление. Изначальную противоположность нуля и единицы». Т.е. Лакан предложил для перевода язык как нечто изначальное, вводящее возможность, условие для слова, для означающего.

А в четвёртом семинаре Лакан заявил, что Святой Дух есть пришествие означающего в мир.

Разобраться во всём этом было крайне затруднительно. Особенно много вопросов вызывал Святой дух, который в тексте упоминался несколько раз.

Наша коллега Ирина Кольцова при работе над 4 семинаром серьёзно углубилась в эту тему и результатом её работы стал интереснейший текст "О троице", который кое-что прояснил и которым я с разрешения Ирины хочу с вами поделиться.

О Троице.

Бог — един по Существу и троичен в Лицах, об этом говорит христианское учение.

«Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне, и присно, и во веки веков, аминь!» — постоянно провозглашается в Церкви.

Эта заметка на тему, почему я сочла, что возможно соотнести Бога Отца с мыслью, Бога Сына - со словом, Бога Духа святого - с действием. Итак.

Бог Отец — первая, начальная и причинная ипостась Святой Троицы. Творец всего видимого и невидимого мира. От двух Других Лиц Святой Троицы Бога Отца отличает личностное (ипостасное) свойство, которое заключается в том, что сам предвечный, не рождённый Бог Отец предвечно рождает ипостась Сына и предвечно изводит ипостась Святого Духа. «Естество в Трех, пишет св. Григорий Богослов, единое – Бог, единение же – Отец, из которого Другие, и к которому Они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и неразделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом».

Следуя Святым Отцам Бог Отец есть Божественный Ум (Разум), порождающий в вечности Слово и изводящий Святого Духа. «Он – Ум, Бездна Разума, Родитель Слова и чрез Слово Изводитель Духа, Который Его открывает», – учит св. Иоанн Дамаскин

Согласно «Лекциям по философии религии» Гегеля, Бог Отец — первое определение абсолютной идеи, идеи, выражающей полноту всего сущего. Это чистая идеальность и чистое единство с самим собой, абстрактное мышление всеобщего предмета, диалектически вызывающее абсолютное разделение, а далее — триединство[8].

Бог Сын, Логос, Слово Божие - вторая ипостась Троицы. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» с этих слов начинается пролог Евангелия от Иоанна. Эти слова свидетельствуют о вечном (“домирном”) бытии второго Лица Троицы, Бога Сына.

В Торе (или в Ветхом Завете) мы читаем о творении мира: “В начале сотворения Всесильным неба и земли, когда земля была пустынна и нестройна, и тьма над бездною, а Дух всесильного парил над водою, сказал всесильный: «Да будет свет» и стал свет…»” Далее мы прочитаем еще много об этом (я не буду сейчас все акты творения перечислять). Важно то, что всё Творение происходит посредством Слова. Мы привыкли в своей жизни сначала видеть, чувствовать, слышать или еще как-то воспринимать объект, а потом получать от родительской фигуры слово-название объекта: это - стол, это - стул, это - то-то… В Божественном творении Слово - скорее функция, творящая реальность. Ведь света не было до слова «свет». Причем есть еще интересный аспект: чисто фонематически глагол, которым описывается Божественное Творение (в отличие от творения человека) звучит бара. По мне, так очень напоминает баре, но это просто ремарка, так как глубже копнуть не получилось.

В 32 Псалме (Давид) говорится буквально: «Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его — все воинство их».

В молитве, обращенной к Богородице есть слова: «Чест­не́й­шую Хе­ру­ви́м и сла́в­ней­шую без срав­не́­ния Се­ра­фи́м, без истле́ния Бо́­га Сло́ва ро́ждшую, су́­щую Богоро́дицу Тя ве­ли­ча́­ем»

И даже в Коране мы найдем упоминание о Божественном Слове (сура 4, 171):

"Мессия Иса, сын Марйам, - посланник от Аллаха и Его Слово, Которое в Марйам Он воплотил, и Дух (как милость) от Него".

Если с Отцом и Сыном, если так вообще можно сказать об Ипостасях непознаваемого можно сказать, более-менее понятно, то со Святым Духом все совсем, на мой вкус, сложно. Но попробуем.

В комментариях к Торе Дух имеет такое описание: невидимое и неощутимое присутствие Бога, поддерживающее существование всего сотворенного и определяющее все происходящее.

Бог Дух Святой — Одно из Лиц Пресвятой Троицы, Единого и Неделимого Бога; Выразитель Слова Отца (Сына Божьего), предвечно сопутствующий Ему, являющийся Его Чистейшим Образом; отличается от Отца тем, что вечно исходит от Него (тогда как Сам Отец — безначален, ни от Кого не исходит и не рождается), а от Сына — тем, что имеет Свое бытие не через рождение (от Отца), а через исхождение (в этом смысле, как мне кажется, можно попробовать сблизить с термином Эманация, который обозначает распространение избыточной полноты абсолютного Бытия за пределы собственно своего бытия).

Святой Дух – выразитель Сына Божьего, рождаемого в вечности от Бога Отца. Священное Писание ясно показывает, что Дух есть Бог и что Дух неразрывно связан с Сыном: «Христос рождается – Дух предваряет; Христос крестится – Дух свидетельствует; Христос искушаем – Дух возводит Его (в пустыню); Христос совершает чудеса – Дух сопутствует Ему; Христос возносится – Дух преемствует».

Книга Деяний апостольских повествует о первых шагах Апостольской Церкви после вознесения Господа; ее иногда называют «Книгой Деяний Святого Духа» — и не случайно. Она начинается с события, которое называют «днем рождения Церкви» — Пятидесятницы: “При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать” (Деян 2:1-4). Пятидесятница явилась исполнением обещания, которое дал воскресший Спаситель: “но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой”; Апостолы — как и последующие поколения христиан — обращали ко Христу народы не своей силой или красноречием, но силой действующего в них и через них Святого Духа.

Напоследок хочу привести цитату одного из самых любимых моих святых, Иоанна Кронштадского:

“Как в Боге Отец, Сын и Святой Дух нераздельны, так и в молитве, и в жизни нашей мысль, слово и дело должны быть также нераздельны… Великая вещь - душа мыслящая, говорящая и действующая, образ и подобие Троицы всемогущей!”

В этой цитате Иоанн Кронштадский прямо сопоставляет Отца с мыслью, Сына - со словом, Святой Дух - с делом. Основываясь на всем вышесказанном, можно сделать вывод, что сопоставление Ипостасей Отца, Сына и Святого Духа с мыслью (разумом), словом и действием довольно убедительно звучит.